21 июня 2012 года исполнилось 130 лет со дня светлой кончины митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) незабвенного архипастыря и великого ученого, историка и богослова приехали почтить Его память представители научного мира: лауреаты и номинанты Макариевской премии, члены Комитета и Экспертного Совета Макариевского Фонда, духовенство, представители Московского Государственного Универститета имени М.В.Ломоносова, Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Универститета, Российского Государственного Гуманитарного Университета, Московской Духовной Академии,  ЦНЦ «Православная Энциклопедия» , Института Российской Истории РАН,  Института Всеобщей Истории РАН,  музея Андрея Рублева, представители СМИ и другие.

Почитатели Высокопреосвященнейшего Митрополита Макария прибыли двумя автобусами из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где к ним присоединились другие люди, которым дорога память о митрополите.

Программа включала в себя следующие действия: заупокойную литургию провел Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, председатель Макариевского Фонда, в храме преподобного Сергия Радонежского Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Панихиду в Успенском Соборе также служил Митрополит Викентий с братией Лавры и хором Московской Духовной Академии.

 В конце панихиды Митрополит Викентий обратился к присутствующим с краткой проповедью об этом событии: «Дорогие отцы, братия и сестры. Мы сегодня совершаем память того события, которое совершилось 130 лет тому назад, когда Высокопреосвященнейший Макарий, Митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит сея Лавры скончался и был погребен в этом соборе, Успенском соборе Троице Сергиевой Лавры. Святитель Макарий был особым человеком, богословом, ученым и он установил еще при жизни своей премии,известные Макариевские премии, чтобы почтить таланты, отечественные таланты. Я думаю , что многие ученые в прошлом и сегодня благодарны Святителю Макарию за то, что он так с любовью относится к людям науки и поощряет в ней таланты до сегодняшнего дня. И сегодня здесь среди нас находятся люди, которые являются лауреатами этой премии, и с благодарностью к нему пришли сегодня, чтобы почтить его память и помянуть его о упокоении его души, чтобы Господь упокоил его в праведные и вечные своя обители. Вечная память, Высокопреосвященнейшему Макарию, Митрополиту Московскому и Коломенскому».

С глубоким почитанием, трогательной молитвой люди стояли у раки любимого архипастыря молились Господу Иисусу Христу о упокоении Его души.

Программа включала в себя также: поминальную трапезу, проведение торжественного заседания в память митрополита Макария в большом актовом зале МДА, экскурсию в церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии, посещение в церкви Божией Матери «Смоленская» раки лауреата Макариевской премии Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая Ярушевича, Серапионовой палаты, поклонение мощам игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского в Троицком храме,  а также экскурсию по Лавре.

В теплой душевной обстановке, в Московской Духовной Академии, проходило поминание в праздничной трапезной в бывших Царских Чертогах 17-го века. С краткой речью  выступил митрополит Викентий, академик РАН Карпов С.П., который сказал об огромной роли Макариевских премий, в этом великом деле, начатом митрополитом Макарием и продолженном в наши дни Фондом по премиям памяти Митрополита Макария, а также  особой  значимости и заслугах Митрополита Макария, как действительного члена Императорской Академии Наук.

С.Л. Кравец предложил помянуть также ушедших из этого мира людей, которые стояли у истоков создания Фонда: Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II , члена-корреспондента РАН Щапова Я.Н., члена-корреспондента Федорова В.А., доктора исторических наук Чечурова И.С. С.Л.Кравец напомнил еще об одном одной юбилейной дате 15-летие вручения возрожденных Макариевских премий в 2012 году.

Доктор исторических наук Н.Н.Лисовой  особое внимание уделил величайшему труду Владыки Макария «История  Русской  Церкви», отмечая полноту этого труда и сожаление о том, что он не успел его закончить. Небольшая дискуссия была вызвана упоминанием трудов академика Глубоковского Н.Н. в сопоставлении с трудами Митрополита Макария.

Доктор философских наук Саврей В.Я.обратился к присутствующим с пламенным искренним словом о том, что во всех трудах Митрополита Макария подчеркивается божественное начало всему, а также отметил тот факт, что несмотря на нападки при жизни, Митрополит Макарий никого не осудил, не обидел, а наоборот помогал своим друзьям и недоброжелателям.

Доктор исторический наук Мазуров А.Б. отметил также значение этой даты, а также особо выделил 145 летие со дня утверждение Макариевских премий высочайшим указом.

С последним словом выступила Ответственный секретарь Экспертного Совета Гамаюнова Эмилия Федоровна, процитировав слово – обращение к пастве самого митрополита Макария: «И там, вдалеке от вас, я духом буду посреди вас. И там, вдалеке, главною моею молитвою будет молитва о вас. И там, вдалеке, я буду приносить бескровную жертву Господу Богу прежде всего о спасении душ ваших. Прошу и вас сохранить о мне добрую память; прошу не забывать меня в ваших молитвах, не только церковных, но и домашних; умоляю вас, в особенности пребывать твердыми и непоколебимыми в истинах веры, надежды и любви христианской… при таких условиях наш духовный союз останется цел и нерасторжим, не смотря на нашу разлуку».

 Затем в актовом зале МДА под руководством председателя Макариевского Фонда митрополита Викентия состоялось торжественное заседание.  

 

Приветственное слово председателя Макариевского Фонда

митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия

 

Ваше Высокопреосвященства,  Преосвященства, многоуважаемые гости,

дорогие отцы, братья и сестры,

По благословению Его Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла торжества по случаю 130-летия со дня блаженной кончины Высокопреосвященного митрополита Московского и Коломенского  Макария (Булгакова) проводит Фонд по премиям его памяти.

Сегодня мы с молитвой, любовью и глубоким почитанием великого сына Матери-Церкви и родного Отечества митрополита Московского и Коломенского Макария  собрались на эти поминальные торжества.

21 июня 1882 г. на подмосковной архиерейской даче в селе Черкизово тихо отошел ко Господу митрополит Московский и Коломенский Макарий. 24 июня его отпевали в Московском кафедральном Чудовом монастыре, а 25 июня с Троицкого вокзала тронулся траурный поезд в Сергиев Посад. По пути следования поезда любящая паства встречала по дороге своего архипастыря и со скорбью прощалась с ним. В Лавре же и вокруг нее собралось множество народа, который участвовал в чине погребения Высокопреосвященного Владыки. 27 июня после торжественного богослужения тело митрополита Макария было опущено в склеп в верхнем храме Успения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Владыка Макарий, посетив в первые дни своего архипастырства Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, сказал, что «обитель преподобного Сергия Радонежского – это заветное святилище, куда стекается народ православный со всех сторон, нередко целыми тысячами, чтобы здесь, у раки великого угодника Божия, изливать в молитвах свои сердечные желания и обретать для себя и утешение, и ободрение, и подкрепление на дальнейший подвиг жизни».

О назначении владыки Макария на московскую кафедру ректор Московской Духовной Академии Сергей Константинович Смирнов писал: «Москва имеет нового митрополита и благодарит Бога и Государя за назначение такого великого, ученейшего святителя».

Митрополит Московский и Коломенский Макарий – член Святейшего Синода, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, действительный член Российской Императорской Академии наук, член Общества любителей российской словесности, почетный член археологического общества и многих университетов, выдающийся русский мыслитель, крупный общественный деятель, основоположник премий по всем областям знаний, историк, непревзойденный богослов, миссионер, человек доброго, чуткого, отзывчивого сердца, сын многодетного сельского священника, истинный монах, которого мы поминаем сегодня.

Митрополит Макарий прославился не только своим справедливым и внимательным отношением к пастве и церковным делам, но и своими просветительскими проповедями и церковными научными трудами, до сих пор владыка являет собой пример благородного и жертвенного служения науке, именно он, один из первых, попытался соединить светскую и церковную науки.

Добрым начинанием и продолжением дел митрополита Макария можно считать учреждение Фонда его памяти, который с 1995 г.  возобновил конкурс на соискание макариевской премии в области отечественной исторической науки.

Мы благодарим Вас, что Вы приехали на это торжество и почтили память митрополита Макария. Мы всегда должны хранить в сердце своем память о Владыке, который прославился как архиерей нашей Церкви, особенно на первенствующей Московской кафедре, как ученый и богослов, и как пастырь, снискавший глубокое почтение вверенной ему паствы. Дай Бог, чтобы его светлый образ сохранился в памяти наших соотечественников. Для этого  мы с Вами должны глубже изучать его труды, собирать и издавать биографические материалы, созывать научные конференции и открывать просветительские выставки, продолжать добрую традицию вручения макариевских премий  и молитвенно поминать незабвенного Владыку.

 Вечная память Высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому и Коломенскому.

 

Приветственное слово в честь 130-летия со дня кончины Митрополита Макария  прислал Митрополит Калужский и Боровский Климент:

  Ваше Высокопреосвященство, досточтимые участники торжества!

Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой – 130-летием со дня блаженного преставления митрополита Макария (Булгакова)

Приснопоминаемый архипастырь является одним из величайших столпов Русской Православной Церкви, который всего себя посвятил на служение Богу.

Пример его доблестного служения народу Божьему, его пастырские, проповедническая, его нравственно-просветительская деятельность, богословское и гомилетическое наследие, а так же научная деятельность составляют славу и достояние Русской Православной Церкви.

Духовное наследие митрополита Макария, ввиду своей актуальности и религиозно-нравственной составляющей и научной значимости, привлекает в наше время внимание церковных историков, богословов, пастырей, проповедников, православно-ориентированных исследователей, этиков, социологов, педагогов, медицинских работников, всех тех, кому не безразлична судьба России, кто стремится своим трудом, своим служением внести достойный вклад в процесс духовно-нравственного формирования современного российского общества.

В глубине религиозно-нравственых прозрений и его через все исторические труды митрополита Макария, как некая жемчужина, сокровенная на дне морском, обретается мысль о том, что рост национального могущества народа и культурное развитие общества находятся в непосредственной зависимости от духовного состоянияи уровня нравственного сознания данной социальной структуры. Расцвет науки и культуры, воинская доблесть и честь, расширение границ и мировая слава нации – вот те самые плоды духовно крепкого общества, имеющего четко выстроенную иерархическую систему ценностей, краеуголным камнем которой стали аксииологически выверенные непреложные христианские инстины.

В своей архипастырской деятельности Высокопреосвященному митрополиту Макарию неизбежно приходилось встречаться с проявлением нежелания живущих в миру людей, актуально приобщиться жизни Церкви, к богатствам ее спасительного, литургического и святоотеческого Предания. Ведь именно причастность души к нетленным сокровищам Церкви придает человеческой жизни смысл, ценность и полноту, и самое главное, безусловное и вечное откровение перед Богом. Митрополит Макарий, как исинный пастырь Церкви, видел и понимал насущные нужды и экзистенциальные интересы людей, стремившихся к успеху, карьере, созданию домашнего очага, но, в то же время призывал христиан к умению довольствоваться тем, что они умели.

Призывая паству к воплощению в личной и общественной жизни христианина нравственных идеалов, митрополит Макарий являл в подвиге служения высокий пример православного религиозного благочестия.

Служение владыки Макария, самой своей жизнью явившего высоту духовного подвига и до самой смерти являвшим трердость своей веры, особенно актуально для нас, его духовных наследников, обращающих мысленные взоры к его светлому и благодатному образу в канун 130-летия завершения его страдальческого и доблестного пути.

Митрополит Макарий по праву считается одним из ярчайших дивных подвижников благочестия, отдавших свою жизнь на служение Богу.

 Когда мы слышим его имя, то невольно ассоциируем с фундаментальным тринадцатитомным трудом по истории Русской Церкви, но помимо этого, поистине выдающегося творения, важно помнить, что митрополит Макарий внес немалый вклад в становление отечественной богословской мысли и гомилетики.

Он широко известен современному христианскому миру, его наставления, заключающие в себе этическую и сотериологическую ценность, пользуются большой популярностью. Его труды по Истории Русской Православной Церкви до сегодня являются самым фундаментальным и непревзойденным исследованием в этой области.

Взирая на самоотверженный жизненный путь приснопоминаемого владыки Макария, хочется пожелать, чтобы каждый из нас столь же ревностно совершал свое служение, принося достойные плоды Богу.

С пожеланием помощи Божией, 

КЛИМЕНТ

Митрополит Калужский и Боровский,

 Член Высшего Церковного Совета,

Председатель Издательского Совета

Русской Православной Церкви

 

 

Выступление председателя экспертного совета Макариевского фонда академика РАН, декана исторического факультета МГУ, д.и.н. С.П. Карпова:

Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит, всечестные отцы, братья и сестры, глубокоуважаемые коллеги!

Мне очень приятно от имени Экспертного совета приветствовать всех здесь собравшихся лауреатов, потому что они одержали большую победу в борьбе за просвещение, за утверждение истинных ценностей науки, тех добрых традиций, у истоков которых стоял блаженнейший Митрополит Макарий, память которого мы чтим сегодня, в 130-ю годовщину его блаженного упокоения. Сегодня для нас очень важно сохранить ту традицию, которая была заложена   у истоков учреждения этих премий, традицию высокой научной требовательности и высокой нравственности, потому что Владыка Митрополит Макарий пожертвовал все гонорары от издания своих трудов, свои средства, чтобы поощрить наиболее достойных делателей науки. Если мы посмотрим на тот красивый буклет, который был нам дан, на светлые лики изображенных там лауреатов Макариевских премий дореволюционной эпохи,  мы увидим, что  это  были люди, которые заслужили высокое признание своими деяниями не только в области гуманитарной науки, потому что тогда премии давались и инженерам, и естествоиспытателям.

Прошло  время, и после ужасных  испытаний, которые постигли нашу страну в годы Революции и Гражданской войны, лет богоборческих гонений, прервались традиции присуждения Макариевских премий и о них  почти забыли. Вспоминаю, как начиналась борьба за восстановление премий. Огромную роль тогда, в начале 1990-х, сыграл  приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II, который предложил Российской академии наук и Правительству Москвы восстановить премию. Эта инициатива была горячо поддержана Президентом РАН Юрием  Сергеевичем Осиповым и мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым. По их замыслу это была премия, которая объединила науку и Церковь. Доброе дело было поддержано очень многими учеными, Московским Университетом во главе с его ректором, академиком РАН Виктором Антоновичем Садовничем. Член-корреспондент РАН Ярослав Николаевич Щапов очень много сделал для того, чтобы конкурс обрел плоть и кровь. Он стал первым Председателем экспертного совета и членом Комитета по присуждению Макариевских премий.

Номинаций  было сперва немного, сейчас их больше, я думаю, что это справедливо, ибо к прежним  номинациям по истории России, Русской Православной Церкви, истории Москвы, добавились история православных стран и народов, краеведение, учебники. Премия приросла новыми талантами, среди лауреатов много людей, которыми мы можем  гордиться. Когда мне приходится отвечать на вопрос чиновников или иностранных коллег: что у вас есть примечательного в гуманитарной науке?  Каков ваш вклад в копилку знаний? Я отвечаю: Вот он – в трудах Макариевских лауреатов.

Сейчас увлекаются разными рейтингами, индексами цитирования, придавая им абсолютизирующее значение. Вряд ли это правильно. Простой пример: чтобы войти в индекс, надо опубликоваться в вошедшем в список (преимущественно англоязычных) журналов WEB OF SCIENCE, Scopus или иных. Там много популярных изданий и почти вовсе не учитываются русскоязычные журналы, а тем более серийные, периодические издания. И вот появляется дилемма:  публиковать работу, например, в «History today» и получить свой балл в индексе цитирования, или отдать статью в издаваемый с 1882 г. «Византийский временник» и не быть отмеченным в индексе. Я предпочитаю  второе.  Лауреаты Макариевской премии сделали для науки больше, уверен в этом, чем активно цитируемые популяризаторы броских идей. Очень хорошо, что нашему экспертному совету с каждым годом становится все  сложнее, потому что с каждым годом все больше и больше серьезных и глубоких трудов. И когда выбираешь что из достойного самое достойное, это тяжелый профессиональный и нравственный выбор, потому что много работ  близки по качеству, по своему научному уровню, своей акрибии. Но  процедура обсуждений очень демократична, за ней следует многоэтапное рейтинговое голосование, то есть ошибки в выборе минимализированы. И все же число заслуженных неминуемо больше числа лауреатов. Участники конкурса представляют самые разные уголки нашей Родины, от Владивостока до Калининграда. Представлено ближнее и дальнее Зарубежье: от Молдовы и Белоруссии до Италии и Канады, И чаще всего это наши соотечественники.

Сегодня мы чтим память Митрополита Макария и вместе с ним чтим вас – его преемников, поэтому мне очень приятно сказать доброе слово членам Экспертного Совета, сердечно поблагодарить их за труд подвижнический, поблагодарить участников конкурса, которые не убоялись выставить свою работу и участвовать в этом сложном соревновании. Я надеюсь, что в будущем не один еще раз мы будем обращаться к лауреатам прежних лет и будем просить их, в свою очередь, участвовать в экспертизах уже новых работ, и мы надеемся на ваше соработничество и на то, что дело, завещанное святителем Макарием, будет  продолжено. В стенах Московской Духовной Академии, столь порадевшей в становлении и развитии духовного просвещения, мне это особо приятно сказать.

Сейчас я хотел бы подарить Макариевскому фонду интересную историческую реликвию: подлинный отчет о присуждении Макариевских премий в 1907 году. Позвольте вручить его Владыке митрополиту Викентию, председателю Фонда. И второе, отмечая заслуги лауреатов, нельзя забывать об организаторах конкурса. Среди них особое место занимает недавний юбиляр,  Глава ЦНЦ «Православная энциклопедия» и член Комитета по премиям Сергей Леонидович Кравец.  К сожалению, не мог его поздравить в день юбилея и сегодня рад вручить ему  адрес Московского Университета и небольшой подарок.

   

 Выступление руководителя ЦНЦ «Православная Энциклопедия» С.Л.Кравца:

Я от всей души благодарю Сергея Павловича,  Владыку Викентия, но больше всего, конечно мы в «Православной Энциклопедии» благодарны Митрополиту Макарию. Собственно «Православная Энциклопедия» выросла из работы над изданием «Истории русской Церкви» митрополита Макария, и несмотря на то, что первый том «Православной Энциклопедии» вышел в 2000м году, а официальным годом рождения центра «Православной Энциклопедии» считается  1996, мы считаем годом своего рождения 1993-й, когда мы начали работу над первым томом «Истории Русской Церкви».

Собственно работа над трудом митрополита Макария доказала то, что сегодня, спустя почти двадцать лет не требует доказательств, —  что Церковь и светская профессиональная наука совместимы. А тогда это пришлось доказывать, и не теоретически, а собственным примером. Наш научно-редакционный совет по Истории Русской Православной Церкви на 80%  состоял из представителей светской науки, и только на 20% из ученых «в рясах». Светские ученые боялись, что «люди в рясах» начнут учить, как надо делать и заставлять подменять факты какими то легендами, а «люди в рясах» опасались столкнуться с высокомерием ученых людей, у которых есть возможность проводить дни и ночи в архивах, которые ,конечно же, знают больше.

Но в процессе работы эти взаимные страхи исчезали, и происходило это с такой быстротой, что уже вскоре покойный Патриарх Алексий стал уверенно говорить об искусственности средостения между Церковью и наукой.

Прошло двадцать лет, но и сейчас наш большой авторский и научно-редакционный коллектив «Православной энциклопедии» чувствует неразрывную связь с митрополитом Макарием. Ядро нашего коллектива сформировалось именно в те годы, и новые люди, приходившие и приходящие к нам, попадают в атмосферу, созданную в годы работы над трудом митрополита Макария. И мы, кажется, что с полным основанием почитаем Митрополита Макария покровителем Православной Энциклопедии, у нас везде висят его портреты и мы надеемся, что если нам удастся закончить этот растянувшийся на годы труд, то «Православная энциклопедия» тоже будет своеобразным вкладом в память о митрополите Макарии. Спасибо

Речь доктора исторических наук, кандидата философских наук, члена Императорского Православного Палестинского Общества Н.Н. Лисового.

Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимый Сергей Павлович, глубокочтимый Сергей Леонидович, святые отцы, друзья и коллеги.

 Я от всей души благодарю Сергея Павловича,  Владыку Викентия, но больше всего, конечно мы в «Православной Энциклопедии» благодарны Митрополиту Макарию. Собственно «Православная Энциклопедия» выросла из работы над изданием «Истории русской Церкви» митрополита Макария, и несмотря на то, что первый том «Православной Энциклопедии» вышел в 2000м году, а официальным годом рождения центра «Православной Энциклопедии» считается  1996, мы считаем годом своего рождения 1993-й, когда мы начали работу над первым томом «Истории Русской Церкви».

Собственно работа над трудом митрополита Макария доказала то, что сегодня, спустя почти двадцать лет не требует доказательств, —  что Церковь и светская профессиональная наука совместимы. А тогда это пришлось доказывать, и не теоретически, а собственным примером. Наш научно-редакционный совет по Истории Русской Православной Церкви на 80%  состоял из представителей светской науки, и только на 20% из ученых «в рясах». Светские ученые боялись, что «люди в рясах» начнут учить, как надо делать и заставлять подменять факты какими то легендами, а «люди в рясах» опасались столкнуться с высокомерием ученых людей, у которых есть возможность проводить дни и ночи в архивах, которые ,конечно же, знают больше.

Но в процессе работы эти взаимные страхи исчезали, и происходило это с такой быстротой, что уже вскоре покойный Патриарх Алексий стал уверенно говорить об искусственности средостения между Церковью и наукой.

Прошло двадцать лет, но и сейчас наш большой авторский и научно-редакционный коллектив «Православной энциклопедии» чувствует неразрывную связь с митрополитом Макарием. Ядро нашего коллектива сформировалось именно в те годы, и новые люди, приходившие и приходящие к нам, попадают в атмосферу, созданную в годы работы над трудом митрополита Макария. И мы, кажется, что с полным основанием почитаем Митрополита Макария покровителем Православной Энциклопедии, у нас везде висят его портреты и мы надеемся, что если нам удастся закончить этот растянувшийся на годы труд, то «Православная энциклопедия» тоже будет своеобразным вкладом в память о митрополите Макарии. 

 

Выступление доктора исторических наук, кандидата философских наук Н.Н. Лисового:

    Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимый Сергей Павлович, глубокочтимый Сергей Леонидович,

святые отцы, друзья и коллеги!

Я мог бы еще много сказать, но я уже почти все сказал за трапезой, несмотря на полемику со стороны Александра Васильевича, но это уже так сказать другого ранга. А я хочу еще сказать, дело в том, что, конечно, за эти прошедшие годы по существу, как ни странно, премия митрополита Макария и Фонд Макариевских премий, не будучи каким-то научным учреждением, научным институтом, тем не менее приобрел черты научного братства и научного института некоего, некие и организационные и духовные прежде всего формы, как когда- то Тураев в 1917 году предлагал создать монастырь для ученых, ученый монастырь по существу, я сразу вспомнил Валаамское подворье, начиная с того момента, как собирались на Валаамском подворье, как бы действительно некий такой ученый и церковно-исторический монастырь, причем именно в Тураевском смысле, потому что там без церковного и светского различения и без различения ученых степеней, от аспирантов до академиков и действительно сплотили, как ни странно, сумели сплотить русскую науку на основании русских принципов научного знания, на основании русского православного подхода и к пониманию истории и к пониманию научного труда вообще. Получилось Божией милостью! Молитвами митрополита Макария Булгакова, молитвами митрополита Макария Великого действительно получилось. И я думаю, что это очень ценная и очень важная вещь, что помимо академии наук, помимо наших академических и неакадемических институтов существует некая научно-духовная община, которая однако имеет право задавать планку, вот задается некая планка, и будьте любезны, независимо от ученой степени, независимо от того, в каком вы институте, независимо от того, в каких вы печатных органах и журналах печатаетесь, а планка задается, планка задана, и задана она не формальными какими-то признаками, а именно знаком святителя Макария Булгакова. Как бы почтил тебя святитель Макарий, опустил тебе на плечо или на твою глупую голову свою благословляющую десницу и все. С этим знаком ты можешь жить и работать дальше и выше этой оценки вот на сегодняшний день, в нашем научном сообществе нет. Благодарю вас за внимание.

 

Выступление ведущего научного сотрудника ИВИ РАН,д.и.н. А.В. Назаренко:

 Ваше Высокопреосвященство!

   Друзья мои!

Слыша сегодня то и дело звучащее славное имя митрополита Макария, я невольно возвращаюсь памятью на двадцать (уже почти двадцать!) лет назад, к началу нашей работы над новым изданием труда его жизни - «Истории Русской Церкви». Да и только что выслушанное нами слово Сергея Леонидовича Кравца также будит эти воспоминания об ученых сходках в тесных, но гостеприимных стенах Валаамского подворья в Москве.

Настрой и планы были по возможности быстро положить на стол своего рода мини-энциклопедию по истории Русской Церкви. Для этого, понято, надо было опереться на какую-то прочную основу, и тут, как спасительный круг, выплыла «История» владыки Макария.

Уже тогда, как и впоследствии, раздавались голоса, почему же именно «История» владыки Макария, ведь есть же более поздняя и вроде бы более критически выверенная «История Русской Церкви» Е. Е. Голубинского. Мне не хотелось бы сейчас, в коротком праздничном слове, развивать то сравнение двух монументальных сочинений, которое сегодня уже успел затронуть Николай Николаевич Лисовой. Оно требовало бы более обстоятельного разговора, да и не стоит выносить вердиктов в адрес Евгения Евстигнеевича в этих академических стенах, в которых еще витает его дух. Напомню только, что сомнения были серьезные, в том числе и со стороны высоких авторитетов в области церковно-исторической науки.

И все же как-то промыслительно и даже без особых споров остановились на труде владыки Макария. В ходе же комментаторской работы оказалось, что действительно это более человечный и во всех отношениях более закругленный, продуманный до конца текст, чем те во многом фрагментарные глыбы, которые остались после Голубинского. Так что работа по посильному дополнению той фундаментальной основы, которую заложил в свое время владыка митрополит, была поучительной и приносила немалую радость.

Дополненное переиздание «Истории» митрополита Макария положило начало другим, более масштабным, проектам. Жизнь идет, мы потихонечку продвигаемся вперед. Рядом продолжает, слава Богу, существовать и исполнять свою благородную миссию Фонд, некогда основанный ученым митрополитом и олицетворющий собою плодотворное единение Церкви, общества и науки. И я думаю, верю и, дерзну сказать, знаю, что в лице митрополита Макария, так же как и в лице его тезоименитого предшественника XVI века святителя Макария, Митрополита Московского, великого книжника, составителя «Четьих Миней», русская церковно-историческая наука, да и русская историческая наука вообще имеет своего небесного покровителя, молитвенника и заступника.

Давайте же в этой уверенности будем жить и трудиться дальше.

 

Речь главного научного сотрудника, заведующей отделом архитектуры Нового времени НИИ теории истории архитектуры и градостроительства М.В. Нащокиной:

Прежде всего, я должна выразить глубокую благодарность основателям и Макарьевскому фонду за то, что я эту премию в свое время получила. Все слова, которые сегодня были сказаны, очень глубокие и важные. Я подумала сейчас о том, что в 1990-е годы у нас родилось много плодотворных начинаний, которые действительно сумели протянуть какие-то, пусть тонкие, ниточки от нашей дореволюционной истории к истории современной. В 1995 году была возрождена премия митрополита Макария, в 1992 году был создан Российский институт культурного и природного наследия, в 1992 году было возрождено Общество Изучения Русской усадьбы, тогда же возродилось общество «Старая Москва». Все это важные и, как оказалось, жизнеспособные начинания, а ведь наша история показывает, что далеко не все наши благие намерения получают долгую жизнь. Вероятно неслучайно именно эти общекультурные и национально ориентированные начинания 1990-х годов оказались на редкость плодотворными.

В 2003 году для меня было большой неожиданностью получить премию Митрополита Макария. Я один из первых лауреатов это премии, тем более получила ее в новой номинации, которой раньше не было – это история Москвы. Меня представил на премию мой Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства фактически без моего ведома, поэтому, получив ее,  я была поражена и вдохновлена этим событием. Приятно, что за прошедшие годы эта премия приобрела большой авторитет в научной среде. Это очень существенно для судеб русской гуманитарной науки в целом, ведь нам зачастую очень не хватает нормальной самооценки. Тут уже говорили коллеги насчет индекса цитируемости, который теперь требуют писать в отчетах. Причем имеется в виду цитируемость только в западных журналах, поскольку наши гуманитарные журналы в международном перечне практически отсутствуют. (Излишне говорить, что для этого нужно иметь специальную и не дешевую службу, которая будет переводить наши журналы на английский, причем не только аннотации, а целиком все материалы). Мы в последнее время все стараемся походить на кого-то, все сравниваем себя с какими-то европейскими и мировыми авторитетами, забывая, что знание о русской  истории и культуре, прежде всего, нужно нам самим, нашему народу для формирования нормального национального самосознания; актуальность наших проблем для остального человечества часто весьма проблематична. Вот почему наличие национальной Макариевской премии, ее престиж, мне кажутся очень важными фактами в научной и культурной жизни России.

Сегодня невольно размышляешь над историей этой награды, чему очень способствует нарядный буклет, который издали к памятной дате. Меня сегодня особенно тронуло то, что среди лауреатов Макариевской премии до 1917 года я увидела адмирала Степана Осиповича Макарова, получившего премию за исследование Тихого океана. Мой дед, (подчеркиваю дед, не прадед), был участником знаменитого кругосветного похода под началом капитана первого ранга С.О. Макарова на корвете «Витязь», проводившем морские исследования. Это значит, что мой дед тоже внес свою, пусть небольшую, лепту в премию будущего адмирала. Мне это очень приятно.

Хотелось еще раз пожелать премии долгой жизни и выразить глубочайшую благодарность всем тем, кто работал и продолжает работать над тем, чтобы это благое общественное начинание продолжалось. Спасибо большое.

 

Макариевскому Фонду были преподнесены подарки: академиком РАН С.П.Карповым - «Отчет заседания Императорской Академии наук»; Савельевым - запись на радио, посвященная митрополиту Макарию; Савреем В.Я. - книги по мировой религии.

 Для участников торжества была проведена экскурсия в Церковно-археологическом кабинете МДА.

Лауреаты Макариевской премии помолились в церкви Смоленской Божией Матери у гробницы митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), посетили святыни Серапионовой палаты и поклонились нетленным мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком Соборе.

Данное мероприятие, несомненно, послужило  более тесному знакомству, обсуждению богословско-исторической науки в наши дни  и расширению контактов среди участников поминальных торжеств.